Как же я соскучилась по блогу! Три недели работ по расчистке дальних уголков сада в очередной раз доказали, что физическому труду я предпочитаю интеллектуальный. Но с другой стороны… Сад и я теперь в гораздо лучшей форме. Никакие мои зарядки, растяжки и занятия спортивной ходьбой не сравнятся по нагрузке с очисткой камней ото мха, борьбой с остролистами-самосадами и уборкой листьев. Вот где вовлечена каждая мышца! Принимаешь вечером душ и в прямом смысле валишься с ног: в теле никаких сил, а в голове никаких мыслей.
Вест Керби сейчас живет по принципу «Все в сад!». На моей маленькой тупиковой улице работа кипит за каждым забором. Одни занимаются растениями, другие — дорожками, заборами и садовой мебелью. Иногда мы трудимся под шелест листьев и пение птиц, а иногда под гитару, на которой играет сосед Б. Настроение нормальное, несмотря на то, что соседка В похоронила своего отца — коронавирус. Это может прозвучать бесчеловечно, но когда количество жертв исчисляется десятками тысяч, чувства притупляются. Люди устали и концентрируют свое внимание на повседневных заботах. От этого хотя бы есть практическая польза!
Пока я занималась садом, у меня было время подумать о балансе между своим и чужим, важным и неважным в моей жизни. Захотелось кое-что подкорректировать и подтянуть хвосты, в частности ответить на вопросы тех, кто терпеливо этого ждет. Последний раз я беседовала с вами в таком формате, друзья, в записке «Жизнь в Британии: отвечаю на накопившиеся вопросы» год назад. Исправляюсь! Постараюсь чередовать серьезные вопросы с легкими, чтобы вы не заскучали. Итак…
Таня, я где-то читала, что как только англичанин откроет рот, собеседник сможет определить его почтовый индекс. Как такое вообще возможно?
Еще как возможно, только почтовый индекс здесь несколько образное понятие. Заговорив с человеком, вы не уясните, что его индекс CH1 2LQ или BS16 1WR, но… Услышанных нескольких предложений вам будет вполне достаточно, чтобы по произношению и манерам собеседника определить его социальную принадлежность и уровень образования, которые определяют, в свою очередь, род занятости, уровень доходов и, как результат, почтовый индекс, т.е. место проживания.
Британцы анализируют собеседников инстинктивно. Я и не заметила, как начала повторять за ними. В Telegraph, по-моему, была недавно статья на эту тему. Особенность национального менталитета! До Англии я не запоминала мимолетных знакомых, а теперь, вглядываясь волей-неволей в них глубже, запоминаю надолго.
Вообще слово postcode (почтовый индекс) как характеристика образа жизни и взглядов постоянно на слуху в Британии. В русском языке я не могу подобрать достаточно емкого понятия, которое вмещало бы в себе смысл postcode.
Расскажите, пожалуйста, про особенное знаменитое равноправие полов в Британии.
Вот уж не думала, что равноправие может удостоиться таких эпитетов. Возможно, оно видится так со стороны. Когда ты живешь в обществе, стремящемся к равным правам и возможностям для мужчин и женщин, само явление воспринимается как совершенно естественное. До полного равноправия Британии еще далеко, но мы движемся в верном направлении.
«Какое там далеко, — возразят некоторые, — если мужчины уже и так не уступают места женщинам и позволяют им носить тяжелые сумки?» На самом деле суть равноправия гораздо глубже, а то, что мужчины не оказывают женщинам ожидаемых в постсоветских странах знаков внимания — лишь осколочное явление.
Нам далеко до равноправия, потому что отдельные британские работодатели до сих пор платят женщинам меньше, чем мужчинам за выполнение одного и того же объема работы на одной и той же должности. Далеко, потому что некоторые мужчины по-прежнему считают приемлемым не только отпускать в адрес женщин сальные шуточки, но и распускать руки. Далеко по многим другим причинам. В общем, равноправие на уровне общества — это пока work in progress.
На уровне ячейки достигнут, на мой взгляд, гораздо больший прогресс. Я совершенно не представляю себе семью своего английского круга, в которой нет полной взаимозаменяемости. Уборка, готовка, стирка, глажка, воспитание детей давно уже перестали быть женским делом, а забить гвоздь, образно выражаясь, перестало быть делом мужским. Брак — это партнерство, где каждый несет равную ответственность за налаженный быт и подрастающее поколение, каждый имеет равное право на время с друзьями, хобби и отдых.
Чем дольше я живу в Англии, тем меньше понимаю модель семейных отношений, в которой женщина несет непосильную, на мой взгляд, ношу, успевая все на работе и дома, а мужчина выступает в роли требующего заботы младенца.
Таня, есть ли у англичан какие-то специфические привычки в повседневной жизни и в быту?
Мне давно уже сложно отделить свои привычки от английских, т.к. с кем поведешься… Попыталась проанализировать, что в здешней жизни есть такого, с чем я не сталкивалась в Киеве.
- Ahh…
Забавный щенок, славный карапуз, душевный подарок, приятный сюрприз — в общем, любая встреча с чем-то радующим глаз и сердце сопровождается у англичанок протяжным звуком аhh, слегка напоминающим стон. Гуляя с Альбиошей, я слышу аhh в его адрес каждый день.
- Smile of recognition…
Улыбка, которой приветствуют друг друга на ходу незнакомые люди. Слабая, почти незаметная, но очень важная как проявление учтивости. Пройти мимо человека без этой улыбки — значит приравнять его к пустому месту. Smile of recognition — неотъемлемая составляющая повседневной английской жизни.
- Courtesy wave…
В Англии очень высокая, на мой взгляд, культура вождения, хотя люди старшего поколения могут со мной не согласиться. Часть этой культуры — соревнование водителей в вежливости из серии «После вас!» — «Нет-нет, что вы, только после вас!» и т.д. Классический пример — наши узкие деревенские дороги. Часто они предназначены для двустороннего движения, но автомобили могу разойтись, только если один пропустит другой, отъехав в придорожный «карман». Встретившись, оба водителя хотят проявить себя с лучшей стороны и подождать в «кармане». Тот, кого пропустили, встречается глазами с пропустившим и поднимает в знак благодарности руку ладонью наружу. Это и есть courtesy wave (букв. взмах любезности). Водители пользуются им, уступая друг другу дорогу на трудных участках, на поворотах и т.д. Если они пропускают пешеходов, те тоже им машут. Процесс непрекращающийся. Когда я впервые села в машину со Стюартом, у меня сложилось впечатление, что он знаком с половиной Бристоля. По незнанию водительский courtesy wave легко спутать с приветствием.
- Sunday Roast и Christmas Dinner…
Не повседневные, но определенно особые привычки — традиционный воскресный обед и рождественский обед. Мне нравится заведенный раз и навсегда порядок во всем. Когда знаешь, чего ожидать, появляется какая-то особая уверенность в завтрашнем дне.
- Put the kettle on…
Ставим чайник. Вот прямо, как только выдалась свободная минутка, так сразу. Это самое трудолюбивое устройство в английском доме. Не думаю, что современный англичанин в состоянии представить свою жизнь без чайника.
Еще не так давно, когда идущую в реальном времени телевизионную передачу нельзя было поставить на паузу, чай заваривали во время рекламы. Миллионы людей ставили чайник одновременно. Всплески в потреблении электроэнергии были настолько значительными, что проблема обсуждалась на национальном уровне.
- Let’s sit in a comfy chair…
Где чай, там и удобное кресло. Фраза Let’s sit in a comfy chair стала первой выученной мной не по книге, а в реальной жизни. Хотя в Англии чай можно пить практически везде, идеально это действо сочетается только с удобным креслом.
- Kitchen scissors…
Кухонные ножницы. Здесь они вписались в мою повседневную жизнь сразу и навсегда. Ими режут бекон, сосиски, рыбу, овощи, травы и т.д., а также разрезают упаковку. Пожалуй, ножницы занимают на кухне третье после чайника и тостера место по значимости.
- Candle snuffer…
Сложно представить себе английский дом без камина и свечей. Дом — это очаг, а в очаге должен гореть огонь. Традиционный камин догорает сам по себе, газовый и электрический просто выключают, а вот свечи гасят при помощи специального приспособления под названием candle snuffer. Конечно, свечу можно и задуть, но candle snuffer справится с задачей быстрее и аккуратнее.
В старые времена под snuffer понимали напоминающее ножницы приспособление, при помощи которого можно было подрезать фитиль, не загасив свечу, и снять нагар. По-русски оно называлось свечными щипцами.
Сейчас candle snuffer представляет собой палочку, заканчивающуюся колпачком на шарнире. Когда колпачок накрывает пламя, доступ кислорода прекращается, и оно гаснет.
Интересно было бы узнать про отношение англичан к суррогатному материнству, к усыновлению.
Думаю, в глубине души у большинства людей есть личное мнение по этим вопросам, но они держат его при себе. Если тема деликатная, вроде этой, узнать, что думают англичане можно по данным статистических опросов, из СМИ либо от самых близких в узком семейном кругу.
Данные опросов мне не встречались. Пресса освещает иногда правовые аспекты суррогатного материнства в разных странах и проблемы, связанные с эксплуатацией финансово необеспеченных и социально незащищенных женщин (именно они чаще всего становятся суррогатными матерями).
В апреле прошлого года на веб-сайте «Би-би-си» была опубликована статья Клэр Фентон-Глинн, Кембриджский университет, в которой в частности говорилось:
В некоторых странах, например Германии и Франции, считается, что суррогатное материнство ущемляет чувство собственного достоинства женщин, потому что кто-то использует их в своих целях. Поэтому суррогатное материнство там запрещено.
В других странах, например, Британии, это явление рассматривается как дар одной женщины другой и разрешается лишь на безвозмездной основе.
… на Украине и в России… разрешена продажа услуг суррогатного материнства.
В этой же статье отмечалось, что в 2018 году в Британии было зафиксировано 368 случаев передачи новорожденных суррогатной матерью родителям. Цифра для страны с населением более 66 млн человек настолько маленькая, что меня не удивляет отсутствие у СМИ масштабного интереса к проблеме.
Усыновление — явление более масштабное, хотя тоже не слишком распространенное (в 2019 году в Британии было зафиксировано 3570 усыновлений). Причин несколько. Во-первых, детей, требующих усыновления не так много. Тут их не оставляют в роддоме, от них не отказываются. Семьи нужны главным образом детям, чьи родители лишены родительских прав. Во-вторых, усыновление часто представляет серьезные психологические трудности для усыновителей и усыновленных из-за необходимости поддерживать связь с лишенными своих прав родителями. Например, двоюродный брат Стюарта с женой усыновили двух мальчиков и уже много лет обеспечивают их встречи с проблемными биологическими родителями. У них нет выбора, хотя это явно не на пользу детям и отношениям в семье.
Самый распространенный в Британии формат — уход и воспитание без усыновления (foster care). В 2018 году во временные семьи на таких условиях было принято 78150 детей. Foster care — работа, за которую государство платит временным семьям зарплату. Психологическая и финансовая нагрузка меньше, чем в случаях с усыновлением.
Таня, не могли бы Вы подсказать названия английских десертов и выпечки (только сладкой), где отражаются названия улиц, районов, городов, деревень или графств. Меня главным образом интересует то, что встречается на столе у современных англичан, а не канувшее в Лету.
Десерты и выпечка (не только сладкая) в Англии часто носят региональный характер. Жители Дорсета, например, могут и не знать, о каких-то привычных чеширцам сладостях, а жители Камбрии не догадываться, чем себя балуют лестерширцы. Тем не менее, есть вещи, знакомые практически любому англичанину. Сходу мне на ум пришло около десятка, но их наверняка намного больше:
— Chelsea bun (лондонский район Челси)
— Tottenham cake (лондонский район Тоттенхэм)
**
— Bakewell tart (город Бейквелл)
— Bath bun (город Бат)
— Eccles cake (город Экклс)
— Eton mess (город Итон)
— Kendal mint cake (город Кендал)
— Manchester tart (город Манчестер)
**
— Devonshire split (графство Девоншир)
— Sussex pond pudding (графство Сассекс)
— Yorkshire parkin (графство Йоркшир)
Все вышеперечисленное встречается в кафе, чайных, на обычных кухнях, а иногда и в супермаркетах. Мои фавориты — булочки «Челси» (Chelsea buns) и итонское месиво (Eton mess). Первые приятно испечь в прохладный дождливый день. Второе хорошо идет в жару.
Таня, спасибо за Ваш блог. Я прочитала все (!!!) записки с огромным удовольствием! Столько интересного и познавательного про Великобританию и ее части я давно не узнавала. Мой вопрос к Вам про здравоохранение. Как обстоят с этим дела в Королевстве? Как болеют британцы? Как лечатся? Знаю, что почти все лекарства по рецептам. Как тогда вызывают врача, чтобы купить лекарство? Есть ли скорая? Вы писали, что болели гриппом как-то. Лекарства выписывал врач? Или обошлись чаем и медом? Расскажите, пожалуйста, все, что сможете.
Когда люди пишут мне, что прочитали все записки, это очень приятно! Не зря значит тружусь, раз кто-то выбрал мой блог из огромного количества других и готов регулярно его читать. Спасибо!
Здравоохранение… Сложная тема, особенно когда у тебя есть собственный негативный опыт. Постараюсь быть объективной по мере сил. Я уже упоминала Национальную систему здравоохранения (NHS) в записке «13 лет в Англии: мои ТОП-10 радостей и горестей здешней жизни». Боюсь, она оказалась там среди горестей.
NHS была создана 5 июля 1948 год, и с тех пор все британцы имеют доступ к бесплатной медицинской помощи. До этого исторического момента нуждавшиеся во враче или лечении в медицинском учреждении должны были платить из своего кармана. Как вы понимаете, позволить себе такую роскошь могли немногие. NHS круто изменила жизнь малообеспеченных британцев, став главным достижением послевоенного правительства.
Тогда никто не предполагал, что система создается навсегда, но факт остается фактом. В 2020 году NHS, разросшаяся до невероятных размеров не по медицинской, а по бюрократической линии, практически не имеет альтернатив.

Министр здравоохранения Энайрин Бэвен навещает пациентов Park Hospital под Манчестером в день появления NHS на свет
На сегодняшний день медицинская страховка, обычно оплачиваемая работодателем, есть лишь у 11% британцев. Это дает им возможность обойти главную проблему NHS — многонедельное или даже многомесячное ожидание визита к узкопрофильному специалисту, но лечить их будут те же врачи. Таким образом, NHS — наше все, как сейчас принято говорить. В условиях эпидемии проблемы здравоохранения стали волновать народ даже больше обычного. Поговаривают, теперь можно ожидать перемен к лучшему. Что ж: поживем — увидим.
Реформировать NHS пытались многие, но нехватку средств и квалифицированного медицинского персонала так просто не устранить. Бесконечное ожидание — только верхушка айсберга. В системе много проблем разного масштаба.
Приведу пару примеров из личного опыта. Один раз я была госпитализирована с сильной головной болью. Томографии надо было ждать больше недели. Врач посчитал необходимым оставить меня в больнице под наблюдением. Меня положили в смешанную палату. Там было трое мужчин и семь женщин. Справа от меня оказался джентльмен с только что ампутированной ногой, которому требовался серьезный санитарно-гигиенический уход. Слева — мужик с белой горячкой, который каждые полчаса снимал с себя одежду и хотел прилечь на мою кровать голым. В другой раз у меня просто должны были взять кровь из вены в больничном приемном покое. Минут пять медбрат что-то там делал — я не смотрю обычно — и сказал, что кровь взять не может, нужно ждать врача. Когда пришел врач и попросил меня закатить рукав, мы оба ахнули. Черного цвета рука напоминала по размеру ногу. Как выяснилось, медбрат пытался поставить мне венозный катетер… мимо вены. Не вижу смысла приводить другие примеры, т.к. все они одноплановые: неудобоваримые условия либо отсутствие профессионализма. Возможно, мне хронически не везет…
Возвращаясь к Вашим вопросам. Как британцы болеют и лечатся? Все крутится вокруг медицинского центра. Это что-то вроде нашей поликлиники, но без узкопрофильных специалистов. Если ты плохо себя чувствуешь, обращаешься к терапевту (в медицинском центре в Вест Керби их человек 30). Семейного врача нет. Обращаешься обычно к тому, визита к которому меньше ждать. А дальше он или она решают, нужны ли тебе лекарства, анализы или мнение специалиста. Поначалу все часто ограничивается обезболивающими и антибиотиками. «Если не пройдет, приходите снова!» — добавляет врач.
Такого понятия как вызов на дом здесь нет. В исключительном случае врач может прийти: когда тебе в пору вызывать скорую, но ты не можешь решить, надо ли.
Скорая есть, конечно. Она приезжает, если человек не в состоянии доехать до больницы самостоятельно или с кем-то. Например, он без сознания, у него признаки инфаркта, инсульта и т.д.
Лекарства действительно по рецептам, за исключением самых простых, вроде капель от насморка или леденцов от боли в горле. За любой рецепт платишь £9,15. Для малоимущих (доход на семью менее £15276), людей старше 60 лет и младше 16, беременных женщин, некоторых категорий инвалидов и еще, наверное, каких-то категорий граждан, лекарства бесплатные. Бесплатные они также для всех стационарных больных. Это огромный плюс NHS, ведь многим людям требуются дорогостоящие препараты на протяжении длительного времени или пожизненно.
Но в целом, лучше не болеть, особенно в Британии!
Любят ли в Англии маленьких собак типа чихуахуа, йорков?
Всяких любят, но держат не все породы. Чихуахуа редко встречаются. У нас в деревне я только одну знаю. Йорков в последние годы стало очень много. Вообще, по моим наблюдениям, средних и маленьких собак берут с бóльшим энтузиазмом, чем крупных. Встретить у нас сенбернара, дога, мастифа и т.д. — большая редкость. Помню, в прошлом году я шла на почту и заметила столпотворение на центральной улице. Думала, что-то случилось, а оказалось, толпа собралась вокруг щенка сенбернара. Наверняка его осыпали комплиментами, пока он не достиг размеров взрослого пса.
Таня, интересно было бы узнать об англиканской церкви с точки зрения обывателя. Ходят ли англичане? А если ходят, то не вид ли «спорта» это, насколько искренне? Есть ли friendly-среда, где никто никого не принижает? В православной церкви прихожан часто упрекают: в брюках не приди, сразу какая-нибудь бабушка подойдет замечание сделает. Я как-то была на службе, когда священник ходил к головам прихожан прикладывал Библию, по которой читал, но не прикасался к головам тех, кто в шапках или берете, как я была. Только к тем, кто в платках. Он так и сказал, что к тем, у кого обычные шапки, а не платки, он не прикоснется… Помню также, как хотела купить 20 свечек домой. Мама просила столько, так женщина, которая продавала их, спросила: «А не колдовать ли ты собралась?» Мол, зачем так много…
Мне всегда нравилось в фильмах, в экранизациях Джейн Остин, к примеру, что в Англии священники рассказывают о своей семье, какие-то «кейсы» из жизни у них, размышляют, а не по бумажке, как у нас, и вообще по-доброму. Там, судя по кино, вообще вся проповедь состоит из того, что священник сам написал, а не 1,5 часов чтения Библии вслух. Так ли все в жизни, как в фильмах?
И о денежной стороне. У нас церковнослужители жалуются, что лишь 1% верующих ходит в церковь, остальные дома сидят. Это отчасти от того, что без 500 рублей в кармане ты туда и не появляйся… Это минимум. Так что еще подумаешь, раз в неделю на службу ходить или «лишнюю» еду ребенку купить. К тому же у нас в Москве появились первые церкви с терминалами для оплаты картой. Мой друг звонил мне в ужасе, что терминал стоит. С одной стороны, гораздо удобнее, т.к. суммы приходится оставлять немалые, а с другой… Есть ли у вас такое?
Знаете, я верю в Бога, но не как в седого дедушку, который сидит где-то на облачке и грозит пальчиком «не делай так». Для меня Бог — космический закон сохранения энергии, что означает, если ты сделаешь добро, оно вернется, то же самое и плохое, если сделать, то по закону сохранения энергии и оно вернется. И если уж именно церковь считается проводником, то да, я порой хожу туда, каюсь, что только когда сильно прижмет. А так верю, что Бог у каждого в душе и что обращение с молитвой дома эффективнее, чем когда тебя пихают прочь от иконы, мол, чего стоишь тут как единоличница, а пихали не раз. Вот такая довольно скользкая тема.
Такие сообщения всегда напоминают мне, как мало я знаю о жизни на постсоветском пространстве. Столько новой информации!
Судя по тому, что количество действующих церквей в Англии сокращается с каждым годом, сокращается и количество верующих. Среди моих английских родственников и знакомых каждое воскресенье на службах бывают только очень пожилые люди. Это не «спорт», но и не обязательно вопрос веры. Ностальгическая привычка: в их детстве такие походы были обязательными. Место, где можно поговорить обо всем на свете со старыми знакомыми. Чайный клуб. Для каждого свое. Люди помоложе порой верят, не посещая церковь, или не верят вообще. У меня нет статистики, но основная масса окружающих относит себя к агностикам и атеистам. Как дань моде в церковь не ходят. Показуха здесь не в чести.
Я несколько раз бывала на воскресных службах в англиканских церквях со свекровью и ее сестрами. Они хотели познакомить меня с друзьями. Для меня Бог один, и если хочется обратиться к нему в особом месте, это может быть и православная церковь, и протестантская, и католический собор, и мечеть, и синагога.
В Вест Керби есть чудесная англиканская церковь, намоленная, как сказали бы старые люди. Ей больше 1000 лет. Церковь Святой Бриджит. Я бываю там на поминальных и рождественских службах, иногда захожу посидеть в тишине, подумать. Мне этого вполне достаточно. Церковь открыта в определенные часы каждый день для молитв и размышлений. Персонал можно встретить только во время служб. В остальное время никого нет.
Брошюры, открытки, свечи и т.д. разложены на столах. На них либо написана стоимость, либо на личное усмотрение. Деньги просто опускаешь в ящик на столе. В другой ящик можно опустить записку с просьбой помолиться за здравие или за упокой. Это бесплатно. При выходе есть возможность оставить пару фунтов на благотворительность. За счет этих денег осуществляются реставрация и ремонт, приобретается что-то для прихожан.
Терминалы для оплаты карточкой я видела в соборах национального значения, где есть плата за вход. В соборе Святого Павла, в Йоркском соборе, например. Это просто альтернатива оплате наличными. Ничего оскорбительного! В обычных церквях, где особо не за что платить, необходимость в терминалах отсутствует.
Внешний вид прихожан и посетителей никто не оговаривает и, уж тем более, не обговаривает. Для служителей церкви, как, думаю, и для Бога главное, что у человека в душе.
Священники наши действительно пишут проповеди, как в фильмах. Или, это в кино они, как в жизни… Я раньше об этом не задумывалась! Говорят о разных житейских ситуациях, иногда приводят цитаты из Библии. Во время проповеди важное место уделяется пению гимнов. Тогда желательно встать со скамьи, но не обязательно. Пожилые и больные люди или те, у кого нет настроения, иногда остаются сидеть. Атмосфера всегда очень теплая. Что касается, упреков и замечаний, то воспитанные люди, будь то бабушки или священники, их не делают. Вряд ли у них даже возникает желание. У нас сейчас готовится заступить на место священника молодая женщина, Эмма. С ней сразу чувствуешь себя, как с подругой или психологом.
Таня, Вы в свое время учились и в Украине, и в Британии, а также имеете опыт преподавания. Интересно, какие особенности британского образования позволяют ему занимать лидирующие позиции в мире? И что бы Вы могли порекомендовать взять на заметку преподавателям из России?
Насчет образования я уже где-то писала. Его образ складывается у иностранцев за счет небольшой группы элитных учебных заведений. Итон, Харроу, Оксфорд, Кембридж… Много ли других школ и университетов на слуху у жителей постсоветского пространства? Ну, еще Хогвартс, наверное! На деле британское образование — не горстка вузов для избранных, а большое количество разноуровневых, в том числе посредственных и даже отсталых по всем параметрам мест (тысячи людей в Британии не умеют читать и писать по окончании школы!). В качественной британской прессе ежегодно публикуются рейтинги, где четко и ясно прописано, куда стоит стремиться поступить и откуда лучше держаться подальше.
Что касается особенностей ведущих вузов, из своего скромного опыта учебы здесь и общения с людьми, окончившими Кембридж, Дарем, Уорик, Эксетер и Бирмингем (все университеты входят в 20-ку лучших на сегодня) могу выделить несколько пунктов. Во-первых, амбициозность студентов и их способность мыслить независимо. Во-вторых, доступ к богатейшей базе специальной литературы. В-третьих, уникальный преподавательский состав. Преподавателей я не случайно поставила на последнее место, т.к. они лишь направляют студентов. В Британии упор делается на самостоятельную работу, для чего нужны незаурядные личные качества, самодисциплина и самоорганизация.
О российском образовании я не знаю ровным счетом ничего, поэтому не берусь давать рекомендации. Если сравнивать мой опыт учебы в высших учебных заведениях Киева и Лондона, то главная разница в отношениях с преподавателями состояла в том, что британские всегда были на короткой ноге со студентами — не давили своим авторитетом, не смотрели свысока, а общались на равных по-дружески.
Вы как-то отмечали обилие недостоверных фактов о Британии в русскоязычном Интернете. Можете привести самые бредовые?
Ооо… В этой области выбор широк! Сейчас количество недостоверных фактов просто зашкаливает. Причем подаются они как экспертное мнение не только в сети, но и на мастер-классах, за которые с наивных британоманов берут деньги, и даже в книгах. Печально! Самый занимательный бред я сохраняю для истории. Приведу несколько примеров. Источники не указываю, чтобы не рекламировать недалеких писак:
- Одна из самых шокирующих привычек англичан — мытье. Воду здесь принято экономить. Моются англичане в пенных ваннах с минимальным количеством воды.
Представляю разочарование «экспертов», узнай они, что англичане не только наливают в ванну столько воды, сколько душа пожелает, но еще и душ принимают.
- Без Fish and Chips не обходится ни один пятничный обед.
В моем окружении fish and chips едят пару раз в год. Сомневаюсь, чтобы даже самые ярые поклонники этого блюда отдавали ему предпочтение каждую пятницу.
- В английских домах зимой очень холодно. Как правило, дома и квартиры не отапливаются.
Тут даже не знаю, как прокомментировать. В каждом известном мне доме есть бойлер: топи, хоть Африку устрой.
- Англичане обычно пьют чай в пять часов вечера, а традиция эта называется five o’clock tea.
Боюсь, в это время многие англичане едут с работы или занимаются другими, не относящимися к чайным посиделкам делами; о пятичасовой традиции остается вспоминать по праздникам.
- Обращаться к незнакомцу, пока вы не представлены, неприлично.
Тот случай, когда XXI век перепутали с XIX-м.
Таня, от меня вопрос в копилку. Даже не знаю, как точнее сформулировать: отношение англичан к цветам, букетам. Вопрос назрел после просмотра «Аббатства Даунтон» и сериалов про королев. В комнатах огромные букеты, часто пара одинаковых, такое многообразие цветов и красок. Есть ли в современной жизни место букетам или это только в фильмах? Помню, как при посещении Лондона видели, что цветы продают в супермаркетах возле овощей. Это было удивительно для нас.
Английскую жизнь сложно представить без цветов в саду, в горшках и, конечно, в букетах. Цветы в супермаркетах возле овощей — привычное явление в здешней жизни. Многие покупают их так же регулярно, как хлеб и молоко. Продаются они также в частных овощных магазинах и в специализированных цветочных.
Самые распространенные места для букетов в доме — гостиная и кухня. В столовой и спальнях они встречаются реже. Единственное, что может показаться необычным людям, которые не живут в Англии, — вазы с цветами на напольной плитке перед камином. Если он не топится, вазы ставят на пол. Те, кто по каким-то соображениям избавился от камина, ставят их в оставшееся от него углубление в стене.
Как много букетов в доме, зависит от личных предпочтений хозяев. Мне, например, хватает одного-двух, а у моих свекров могут быть заняты все вазы, а это не меньше дюжины.
Помимо дома, букетами в повседневной жизни украшены церкви, отели, иногда столики в ресторанах и кафе.
Мне интересно, сколько британцев живет в квартирах, а сколько в частных домах. Есть на этот счет какая-то статистика?
Статистика по Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии от UK Housing Review общедоступна. Я нашла данные за 2017 год, но думаю, глобально с тех пор ничего не изменилось. В квартирах живет 20% британцев; остальные — в разнотипных домах:
- 20% — квартиры в много- и малоэтажках (малоэтажкой вполне может быть двухэтажный дом, не отличающийся от отдельного на семью);
- 27% — дома ленточной застройки (дома, соединенные боковыми стенами, с отдельным входом для каждой семьи);
- 29% — «полуотдельные» дома (на две семьи: половина дома с отдельным входом каждой);
- 23% — отдельные дома.
Таня, как англичанам удается в таком небольшом пространстве домов все так мило обустраивать?
В моем представлении пространства английских домов большие. Просто я сравниваю 28 кв. м, в которых жила с родителями и бабушкой в Киеве, со 130 кв. м или около того, в которых живу сейчас с мужем. Наверное, Вы выросли в более комфортных условиях, раз английские пространства кажутся Вам скромными.
С милым обустройством не могу не согласиться. Здесь любят деревенский — я бы его так назвала — стиль: много подушек, пледов, всяких безделушек с историей и без, чашку чая рядом с раскрытой книгой, пылающий камин. Вполне доступные всем и каждому радости, при помощи которых можно создать уют в любом доме.
Конечно, чтобы получилось мило, нужен определенный вкус. Все-таки любовь к красивому не спутаешь с чувством прекрасного. Английский вкус не любит излишеств, не любит ничего кричащего, даже роскошь тут особенная какая-то — домашняя, не вульгарная.
А еще, мне кажется, немаловажную роль играет вид из окна и погода. Цветущий сад и барабанящий по сочной листве дождь создают в доме атмосферу, которую вряд ли получится воссоздать где-нибудь на 23-м этаже.
Таня, в чем главное различие между нами и британцами?
У нас выставляют напоказ как ум, так и идиотизм, а у них прячут… Не помню, где я это прочитала и о каких странах, но запомнила навсегда. Автор гениален! Ответ на такой емкий вопрос умещается в одном единственном предложении.
В английском языке есть замечательное слово understatement. В качестве перевода словарь предлагает 1) преуменьшение, занижение, 2) сдержанное высказывание, замалчивание. Это как раз тот случай, когда при переводе теряется нечто неуловимое, но играющее ключевую роль.
Understatement практически резюмирует собой суть всего английского. Не быть центром вселенной, даже домашней; делать себя менее значимым в глазах других людей; не привлекать внимания к своим достижениям и успехам, провалам и неудачам. И… быть при этом преисполненным чувства собственного достоинства. У британцев из разных социальных прослоек understatement в крови, пусть в разной степени, но в крови. Конечно, встречаются исключения, но в целом так.
Я очень люблю сериалы об английской глубинке. Пересмотрел их страшное количество. А вот фильмы мне почему-то редко встречаются. Хотелось бы от Вас, Таня, хотя бы небольшую подборку — такую, чтобы было о чем поразмыслить после просмотра.
Британская, в частности английская, тема в кино — моя слабость. Я постоянно либо смотрю что-то, либо ищу, что посмотреть. И так уже лет 20! Всегда рада порекомендовать достойный фильм и получить рекомендацию. Мой наталкивающий на размышления список, где действие полностью или частично происходит в английской глубинке…
РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
2009 год: Ambleton Delight
2015 год: «Сидр с Роузи» (Cider with Rosie)
Первый фильм тяжелый, показывающий червоточины внешне улыбчивой и вежливой английской натуры. Крайне редко британское кино так открыто изобличает то, что происходит за фасадом подданных Ее Величества. Бюджет фильма составил всего 6 тыс фунтов стерлингов, поэтому не смотрите на мелкие несовершенства съемки. Зрите в корень! Тут важна суть, а не картинка. К сожалению, в русском озвучании я Ambleton Delight не нашла.
Второй фильм сладкий, как жаркий августовский день в английской провинции. Есть в нем и грустные нотки, но в целом уютный вечер и приятное послевкусие гарантированы.
ВЫМЫШЛЕННЫЕ ИСТОРИИ
1992 год: «Усадьба Ховардс-Энд» (Howards End)
2007 год: «Искупление» (Atonement)
2008 год: «Возвращение в Брайдсхед» (Brideshead Revisited)
2012 год: «Веселый денек для свадьбы» (Cheerful Weather for the Wedding)
2015 год: «Вдали от обезумевшей толпы» (Far from the Madding Crowd)
Здесь в каждом фильме на прекрасном фоне пасторальной Англии случаются маленькие и большие человеческие трагедии. И хотя истории вымышленные, в реальной жизни все именно так — боль занимает гораздо больше места, чем нам хотелось бы. На хэппи-энд претендует, пожалуй, только последний фильм.
Если будете искать что-то из моего списка в Интернете, обращайте внимание на годы выхода фильмов на экран, т.к. в ряде случаев экранизаций несколько.
*****
Большое спасибо всем, кто присылает мне вопросы, оставляет комментарии в блоге (мне очень интересно их читать!), делится записками в Facebook и VKontakte, отмечает меня в stories в Instagram! Я ценю ваше внимание и время, друзья! Здоровья вам крепкого!
Боже мой! Агата Кристи Какая прелесть! А Вам Таня ее книги нравяться?
Конечно, Юлия. А разве может быть иначе :)? Обожаю мисс Марпл и Пуаро! На русском языке у меня здесь очень мало бумажных книг. Почти все, включая Кристи, присланы подписчиками. Подарки на вес золота!
Спасибо. Про 5 o’clock особенно интересно. Я почему-то считала что это что-то типа украинского полудника (который на деле тоже не в 12 часов, несмотря на название), который исполнят еться в виде чая с печанькой в условном интервале с 12 до 19, желательно в приятной компании
А мне наш полудник компотом с печеньем представляется, Наталья. Помню, в садике в 1970-х это был единственный съедобный прием пищи.
Спасибо большое за эту публикацию всегда читаю вас с удовольствием! Интересна ещё тема воспитания детей. Возможно где-то была затронута,но я не припомню
Очень приятно, что читаете с удовольствием, Кристина! На вопросы о воспитании я отвечала здесь: https://www.britanya.me.uk/zhizn-v-britanii-otvechayu-na-nakopivshiesya-voprosy/.
Спасибо, почитаю
Таня, как хорошо, что Вы вышли из подполья, те. из своего сада и порадовали новой запиской! В предыдущей записке я не отписалась (сперва не было времени, потом решила, что не актуально), но поглядывала, читала новые комментарии. А еще я вспоминала Вас, когда у меня зацвели английские розы — розы Дэвида Остина. В прошлых записках про сад Вы писали, что работает садовник, а Вы не очень любите им заниматься. Кажется, ситуация кардинально поменялась. Хотелось бы увидеть результат тяжелых трудов и обновленный сад.
Спасибо, что опубликовали мой вопрос. У меня сейчас цветы каждый день. Сирень, пионы закончились, начались розы. В доме стоит 2-3 вазы. Каждое утро я нарезаю букеты и несу их в детский сад и на работу (по очереди). Людям приятно получать цветы, а мне приятно восхищение моими цветами.
Недостоверные факты о Британии встречаются все чаще, всегда возмущаюсь и переключаю или закрываю вкладку.
Проблемы усыновления, приемных родителей, приюты, социальные проекты- эти проблемы как раз я и изучала в UK. Главная цель была изучить и найти способы применить этот опыт в Украине. Но это практически не реально в наших условиях. Для себя я увидела три главных препятствия: законодательная база, финансирование, менталитет или отношение людей к этим проблемам. И чтобы хоть как-то изменить положение дел нужно очень много времени.
Фильмы возьму на заметку, когда-нибудь найду на них время, сейчас для просмотров его не осталось.
Садовник никуда не делся, Элеонора. Он ответственно косит траву и убирает опавшую листву (у нас растут старые остролисты, которые сбрасывают ее понемногу круглый год). В остальном… Нужно стоять у него над душой, иначе дела не будет. В дальние уголки сада он не заглядывает, вот я за них и взялась. Особого удовольствия мне такая работа не приносит, в частности из-за проблем со спиной, но надо. Да и потом, в условиях эпидемии усталость от сада только на пользу.
Интересно, что Вы упомянули розы. Я как раз отбираю фото с ними для будущей записки :). Всегда очень их любила, и даже выбрала для своего свадебного букета.
Таня, ну тут все просто. Возникла ассоциация: розы-Розы Дэвида Остина-Британия-Таня. А еще мне кажется, что британцы без ума от роз. Кампус университета, где мы жили в Лондоне, находился в районе с частными двухэтажными домами. Территории перед домом было очень мало, но даже на 1-2 квадратных метрах росли розы, розы и больше ничего.
Символ Англии все-таки. Розы и правда повсюду: у частных домов, в общественных садах и парках. У меня возле дома есть небольшой парк, разбитый в Викторианскую эпоху. Там настоящий океан роз, но самое большое их количество я видела в лондонском Риджент-парке — «миллион алых роз»…
Таня, ну вот заинтриговала нас парком Викторианской эпохи. Очень хочется посмотреть! В Риджент-парке розы видела, но они были вместе с другими цветами, злаками и т.д. и меня больше поразило соседство и как густо, но с толком сделали посадки, как все продумано с учётом высоты и цвета. Сперва создаётся впечатление неухоженности, а потом гармонии.
Эштон-парк открылся в год смерти королевы Виктории, лишь коснувшись эпохи. Я писала о нем здесь: https://www.britanya.me.uk/nedelya-svidanij-s-anglijskoj-glubinkoj-subbota-sadovo-parkovye-tropy/. Сейчас я там не бываю, только заглядываю через ворота. Стараюсь вообще не ходить в места, где надо думать о поддержании с прохожими дистанции в 2 м. Предпочитаю безлюдные места, которых в округе достаточно.
Ясно, подождем лучших времён.
Как всегда, восхитительно! Как очередной приезд в Англию! )) Хочется верить, что эта мечта когда-то сбудется! Танечка, спасибо большое! Прочитала на одном дыхании. Очень интересно и познавательно! P.S. Приятно было увидеть в Вашем доме мою (теперь уже Вашу)) Агату Кристи.
Кристи на почетном месте, Зоя! Я Вас часто по-доброму вспоминаю.
Спасибо, Таня, за ваши замечательные заметки, всегда очень интересные и познавательные. Живя всего 5 месяцев в Британии и имея первые впечатления, с вами абсолютно согласна по всем аспектам. Только с NHS был исход более благоприятный (кровь взяли без проблем )… спасибо за подборку фильмов..и доброго здоровья..
По части NHS хочется надеяться на перемены. О проблемах уже столько сказано и написано, что надо что-то делать. Пока у нас только новые юридические конторы открываются, занимающими компенсациями по врачебным недосмотрам. Но не будем о грустном.
На сложное время выпал период Вашей адаптации, Елена. Сил Вам и улыбок!
Спасибо, Таня! Очень интересно было прочесть ваш обзор (как, впрочем, и другие ваши посты).
Поразительно, но про отопление в английских домах я не так давно встречала в отзыве некоего «путешественника в Британию». Писал, что уснул в гостинице в тепле, а ночью проснулся от стука собственных зубов, т.к. «отопление их вечная проблема, принято экономить и на ночь отопление отключать».
Кстати сказать, courtesy wave — не исключительно английская традиция ))) Повсеместно используется автомобилистами в Украине, хотя и не имеет отдельного названия.
Дома ночью топить действительно не принято, Рита. Считается, что в прохладном помещении сон здоровее. В отелях я с отключением отопления не сталкивалась. Возможно, просто не обращала внимания, т.к. привыкла.
Очень интересно насчет украинских автомобилистов! Два года назад в Киеве такого еще не было. Приятные перемены.
По части отопления на Британских островах мой опыт пребывания в bed-and-breakfasts и в домах у Servas hosts приводит к неоднозначным выводам, причем есть одна тенденция. В домах Уэльса (как южного так и северного) и Шотландии тепло, в Шотландии было даже, что так нагрели вечером дом большим камином, что всю ночь было жарко:) А вот в Англии в некоторых домах было прохладненько, при том, что мои поездки выпадали все время не на зиму, а на апрель-май, т.е. дни уже, как правило, теплые. А вот в Ирландии в одном доме было реально холодно и на ночь постель нагревали грелками — что сработало для сна, но в душ было не пойти.
Ну и еще ж на восприятие влияет теплолюбивость конкретного человека.
Тепло/холодно — действительно вопросы личного восприятия, Саша. Одни топят меньше, другие больше, но утверждение, что дома и квартиры в Англии не отапливаются — это бред. Без отопления завелась бы сырость. Кстати, у меня много знакомых в Ирландии, и все говорят, что сырость, вплоть до мха на стенах, — большая проблема для острова. У них, наверное, какой-то другой подход к отоплению, т.к. климат у нас похож.
Да, в Британии топят на разный вкус, но таки топят.
А вот в Голландии пару раз попадала в дома, где не топили вообще, причем в холодное время года! Хорошо, что я только по одной ночи в таких местах ночевала. Но моя знакомая в таком доме жила несколько лет с голландским мужем — потом она с ним развелась. Не иначе мерзнуть надоело;)
Спасибо, Таня, за такие подробные ответы на вопросы. Мне не понравился вопрос о религии, потому что нет какого-то насилия по поводу оплаты. Звучит так, как будто в храмах вымогают деньги. Все делается абсолютно добровольно. Я работал в этой системе, будучи заведующим библиотекой семинарии, поэтому знаю, о чем говорю. 1,5 часа чтения Библии это порядок служб, это не проповедь, это установленный веками порядок. Не нравится, можно уйти. Проповеди никто по бумажке не читает. Могут читать чужую проповедь в монастырях с листа, потому что это послушание для монахов. А обычно проповедь без всяких бумаг и за этим следят благочинные. Свобода выбора есть, нет никакого принуждения. Я просто не хочу, чтобы возникло какое-то искаженное восприятие служб в православных храмах. Еще раз — у человека есть свобода выбора — и в деньгах, и в присутствии на службах. Кроме того, у нас отсутствует церковный налог. Поэтому какие-то вещи в церковных лавках стоят недешево. Это надо понимать. Но если человек совсем уж бедный, то свечи могут дать и бесплатно и выполнить какую-то требу тоже можно бесплатно. Но это реально бедным людям.
Суррогатное материнство разрешено, хотя это еще осуждается. Так же суррогатное материнство разрешено в Израиле и даже из религиозных семейств есть суррогатные матери.
А в Израиле суррогатные матери продают свои услуги, как в России, или предоставляют их в качестве дара, как в Британии? Очень любопытно, особенно, учитывая упоминание религиозных семей.
Что касается вопросов подписчиков, Андрей, так они основаны на личном опыте людей, а опыт у всех разный. Спасибо за Ваш взгляд. Я мало что знаю о православной церкви. Так у меня складывается более целостная картина.
Интересный вопрос, Таня. В Израиле суррогатные матери могут продавать свои услуги, а могут предоставить в дар.
Вот это, я понимаю, свободное общество.
Абсолютно согласна. Хотела написать то же самое. В православной церкви можно не потратить ни одной копейки, если у тебя их нет или если тебе не хочется их давать. Вход абсолютно бесплатный, молитва, исповедь и причастие тоже. Проповедь составляет и рассказывает сам священник. Никогда не видела, чтобы читали по бумажке. Ну а насчет одежды… В спортзал никто не пойдет в бальном платье, а в ресторан в спортивном костюме. Везде есть свои правила.
Какие разнообразные вопросы вам присылают, Таня! Столько всего прочитано и пересмотрено, что кажется, что и так уже знаешь, со всем где-то встречался. Но нет, есть еще «белые пятна»)) Интересно было узнать о суррогатном материнстве. С одной стороны меня удивило, что это бесплатно, хотя я согласна с тем, что это — дар, причем очень ценный. С другой стороны — вполне понимаю позицию матерей в российских клиниках. Как ни крути — а беременность накладывает свой отпечаток на жизнь и здоровье женщины и даже в самом благоприятном случае невозможно застраховаться от неожиданных проблем и последствий. Поэтому не могу допустить в себе даже намека на осуждение, если женщина решила именно так распорядиться своим телом и здоровьем, она сама выбирает компенсацию за это. Не думаю, что можно рассматривать такое материнство как способ обогащения, хотя и исключать полностью такое тоже нельзя. В общем, удивительная для меня разница менталитетов и отношения, хотя обе стороны мне в чем-то близки и понятны. Спасибо за повод к размышлениям! И с нетерпением буду ждать фото вашего сада))
Да, надо будет устроить саду небольшую фотосессию. Пока я снова туда в рабочих рукавицах, Инна.
Вопросам сама удивляюсь. Творчески задают, не скучно :).
Татьяна, прямо дуновение свежего ветра от ваших ответов. Очень интересно. Спасибо. Ваша система здравохранения очень напоминает ту, что в США. Правда тут это все стоит немыслимых денег для тех, кто не работает full-time. Им работодатель не оплачивает свою долю медстраховки, а полностью платить это очень тяжело. Особенно если у вас семья. Для тех кому половину оплачивает работодатель, все равно тяжко, если ты уже не молод и есть семья. Это очень приличные деньги. Молодые обычно берут страховку где ценник маленький, зато если заболел, будешь платить из своего карманы тысячи и тысячи долларов, пока не выберешь так называемый deductible. Из позитива — попасть в палату с другим полом в США невозможно. А взять кровь не так или не дезинфицировать место укола — тут тоже бывает. Ждать специалиста — до 2х месяцев — тут норма. Найти хорошего врача — ну очень трудно. Как терапевта, так и специалиста. Не знаю, есть ли место на планете, где есть более удачная медицина. Слышала про Испанию хвалебное.
Система, как британская, но за деньги — это прямо страшно… Я два года назад была в Киеве, Ирина. Решила все свои медицинские вопросы быстро и эффективно. Для меня цены в частных клиниках были более, чем доступными. Все профессионально и дружелюбно. Среди моих знакомых есть немало тех, кто ездил раньше лечиться за рубеж. Эпидемия, конечно, закрыла ворота медицинского туризма.
В Канаде система несколько получше — по части больниц и анализов. По части первичной помощи — так себе: очереди на прием, несмотря на запись на конкретное время, многомесячное ожидание приема специалиста и только по направлению т.н. семейного врача (либо врача из walk-in clinic) — это все присутствует. В больницу можно просто прийти самому, если что срочное, но можно прождать и очень долго, пока примут, но там уже разберутся как следует. Сама я по врачам ни в Канаде ни в Украине (кроме дантистки тут) не хожу, а вот мама несколько лет попала в больницу с температурой и чем-то типа гриппа — держали несколько дней, вылечили качественно, была она в отдельной палате (имевшаяся тогда родственница договорилась — не за деньги, а именно просто убедила). В Онтарио бесплатная государственная страховка все это покрывает. Анализы сдают в специальных пунктах в медцентрах — все чисто и цивильно. Пенсионерам с маленькой пенсией лекарства из специального (и весьма обширного) списка продают за 2 доллара, безотносительно реальной цены препарата. Но это не во всех провинциях так. Вопросы здравоохранения определяются правительствами провинций.
Что касается приема у специалистов, то лет 10 назад, когда я была последний раз у врача (а файл у семейного врача остается по первой регистрации, даже если больше не ходишь) — по поводу того, что что-то зацепилось в горле, то моя врачиха, будучи полькой, направила меня по блату к коллеге-поляку ухогорлоносу — но это выразилось в ожидании в пару месяцев вместо полугода! А к тому времени все уже прошло. Альтернативно можно было идти в больницу — там бы приняли в тот же день, но можно весь день и прождать.
А как в Британии с добровольностью лечения, Таня? Можно ли отказаться от госпитализации или анализа, или просто уйти, если условия неприемлемы?
Спасибо, Саша! Всегда интересно, как там с медициной в других странах. Все-таки это одна из самых важных для человека сфер.
Лечение у нас добровольное, конечно, за исключением только тех случаев, по-моему, когда человек страдает психическим расстройством и на него распространяется действие The Mental Health Act.
Я к тому, что в некоторых странах в инфекционку помещают тоже принудительно.
И эпизод со смешанной палатой- это полный кошмар!(( Если б меня завели в подобную, я б хоть ползком оттуда уползла, но не осталась ни минуты, а за голого мужика — был б иск к больнице за subjection to sexual indecency;/
Но я вообще больниц боюсь — как раз из-за условий, в первую очередь. А сейчас и подавно
Я там не осталась, Саша. Сначала вежливо попросила меня перевести, ссылаясь на голого соседа. Они сказали, что перевести не могут и вызвали охрану, чтобы та заставила мужика одеться. Охрана приходила раз пять, после чего я взяла свои вещи, встала и сказала не в английском ключе, что буду стоять, пока мне не найдут другую палату. Нашли за пару минут — женскую человек на шесть.
Таня, спасибо за прекрасное, обволакивающее настроение, созданное вашими словами с утра за чашкой кофе. Настроение на день обеспечено! А полка с книгами окончательно меня умилила-почти что копия моей, только на другом языке-начиная от Джеймса Хэрриота, кончая бессмертным Дж. Р.Р. Толкиным. А вы не смотрели фильм 2019 «Толкин»? Если да, интересно ваше впечатление. Еще раз обнимаю вас за ваши прекрасные записки :-)
Фильм смотрела. Даже включила его в очередной свой список фильмов, основанных на реальных событиях: https://www.britanya.me.uk/britanskaya-zhizn-v-filmax-osnovannyx-na-realnyx-sobytiyax-prodolzhenie/. Мне он понравился, Светлана. Хорошо показано, что даже за «сказками» стоят реальные, порой трагические, судьбы.
Таня, мерси за ответ! Я что-то пропустила такую шикарную записку про кино (уже восполнила пробел). Теперь с особым удовольствием примусь за сей фильм :-)
Как всегда, очень интересно! Спасибо.
Хочу сказать, что характерное междометие-стон «Aaah» — штука заразная, особенно применительно к британским реалиям :) Когда мы с подругой путешествовали по Шотландии на машине, этот возглас прочно вошёл в наш обиход. Произносился всякий раз при виде шотландских овечек, пасущихся посреди особо впечатляющего пейзажа :) С тех пор так и остался в нашем с ней общении друг с другом — как признак особого умиления.
А по поводу почтового индекса — я почему-то подумала, что это о сильно заметном различии в произношении между жителями разных регионов. Я на слух отличаю только жителей севера Англии и шотландцев, но местные, как я понимаю, различают гораздо больше оттенков.
В одной Англии ярко выраженных региональных диалектов больше десятка. Внутри каждого есть свои вариации. У меня здесь три деревни на 10 миль, и каждую можно узнать с первого предложения. Английские диалекты я почти всегда отличаю на слух, а вот о валлийцах и шотландцах не могу сказать, кто из какой-части страны, а некоторых даже понять не могу, как и мой муж :). Вообще postcode и его производные выходят далеко за пределы понятия почтового индекса. Postcode lottery, например, — доступность/недоступность медицинских препаратов и процедур, которая определяется местом жительства.
Таня, здравствуйте. Рада, что Вы закончили работу с садом и надеюсь скоро поделитесь с нами результатами. С медициной видимо везде проблемы, и врача найти и дорого. Хорошо, что для Вас цены в частной украинской клинике оказались приемлемыми, но так далеко не для всех здесь. Ваш опыт в совместной палате и с взятием крови шокировал. И еще факт, что приемные родители обязаны обеспечивать встречи детей с биологическими. Для всех плохо психологически. Спасибо хоть, что не обязаны их содержать. В церкви у меня лично был опыт не слишком положительный. Но я в церковь хожу, когда чувствую, что мне это нужно и в праздники. Мне ближе время, когда нет общей службы и я могу постоять или даже присесть в тишине. Обстановка в церкви думаю зависит от священника. Удивило, что в Вест Керби священником будет молодая женщина. Как ее будут называть? И были ли такие случаи раньше? Спасибо за очередную подборку фильмов. Свечегаситель, если и не было раньше такого слова, теперь есть :-), мне он нужен)). Недавно читала про медитацию со свечой и в статье было написано не задувать свечи (примета плохая), а гасить колпачком. Я подумала,что за колпачок такой, мне бы надо. Не знаю как на счет примет, но колпачком удобнее мне кажется. Хочу еще сказать про благодарность водителей на дороге. В советское время это было принято среди водителей поблагодарить пропустившего тебя водителя подъемом руки ладонью наружу, сейчас возрастные водители тоже так делают. И молодые тоже, сестра моя благодарит тоже так. Другие благодарят включением-выключением фар. Кто-то никак. Думаю зависит от воспитания и насколько человек вежлив. Но поведение на дорогах оставляет желать лучшего. Очень понравилось фото с книгами. Спасибо всем, кто прислал вопросы и Вам, Таня, что нашли время и такая замечательная записка вышла в свет.
Хотела бы я закончить работу в саду, Оля, но пока конца-края ей не видно. Надеюсь за лето привести все в надлежащий вид и дальше только поддерживать порядок.
Женщин-священников в англиканской церкви называют female priests. Этому явлению лет 20, если не больше. По-русски они, наверное, священницы. Шучу :). Есть также женщины-епископы (female bishops) — практика относительно новая, появившаяся в 2015 году. В нашей церкви бывали с проповедями приглашенные женщины-священники, так что Эмме никто не удивился.
Ранее в Русской Православной Церкви был институт диаконисс. Этот институт был создан еще в ранней Церкви — ими могли быть девственницы или вдовы, по возрасту ближе к 50 годам.Иногда диакониссами могли быть жены диаконов — они помогали при крещении женщин, когда существовало правило помазания елеем всего тела, при посещении болеющих женщин, когда присутствие мужчины, даже священника, нежелательно. Очень много диаконисс было в Константинополе. В эпоху высокого средневековья этот институт исчез.В 19 веке он снова возник в англиканской церкви.Поскольку в Англии уже существует женский епископат, то диакониссы вновь исчезли. Были попытки возрождения диаконисс в дореволюционной России и у католиков, но католики сразу отказались, а в России были диспуты, но потом все же отказались от этой идеи.
Интересно!
Таня, спасибо за ответы. Если каждый день делать по маленькому шагу, то в результате дело будет сделано. Глаза бояться, а руки делают. А с Вашим подходом, думаю, осень вы будете встречать в обновленном саду, наслаждаясь результатом, с гордостью за себя и с благодарностью самой себе.
Моего сына крестила женщина-священник, было это 13 лет назад.
Добрый день, Таня! Редко пишу, но всегда читаю вас и с большим удовольствием!
Да, насчет отопления в Великобритании, это как кто предпочитает. Брат мужа практически никогда не включает отопление и у него всегда очень холодно. А вот у пожилой пары, для которой я прогуливаю собачку, всегда работает газовый камин и такая жара, так как я часто у них задерживаюсь поболтать и выпить чашку чаю, так для меня это просто слишком жарко, трудно выдержать. Мы дома топим, так, чтобы температура была в районе 19-20 градусов и это оптимально для нас. Ночью, естественно не топим.
Fish and Chips едим пару раз в год.
Насчет медицины очень двоякие впечатления. Всегда получишь очень внимательное и доброжелательное отношение, но вылечить какую-то болезнь займет месяцы, если не годы, за это время она перейдет в хроническую и ее уже мало шансов вылечить. Лекарства, прописанные врачом для всех остаются бесплатными в Уэльсе и фармацевт тебе в некоторых случаях может прописать и выдать бесплатные лекарства тоже. Насчет пятичасового чая мой муж тоже смеется, его часто об этом спрашивали в России.
Школьное образование в обычных государственных школах на довольно низком уровне, требования к ученикам минимальны. Муж учился в частных школах и тоже от него я не слышала ничего хорошего.
Как и в любой стране, есть хорошее и плохое, но в целом, я, конечно, очень благодарна и люблю эту страну. Всетаки хорошее здесь преобладает.
Насчет «кто как предпочитает» по части отопления, я вдруг подумала о своих свекрах. Когда они были моложе, я жутко мерзла у них дома. Они выставляли температуру градусов на 16, наверное. Я лепилась к камину в свитере с чашкой горячего чая, а мама (с коротким рукавом, как и папа) говорила, что может терпеть такую жару только ради любимой невестки. Сейчас им за 80, и они топят так, что не любой это выдержит. Прямо баня :).
Я тоже благодарна этой стране за интересный опыт и очень ее люблю, но не могу отрицать, что она довольно специфическая и не для всех. Мне понятны чувства тех, кто ее не выносит.
Рита, а какие у частных школ основные плюсы и минусы, с точки зрения Вашего мужа? Я не знаю никого, кто бы закончил частную. Любопытно!
Сначала он был в Lincoln Cathedral school, исключительно для мальчиков, затем в Uppingham school, тогда это была только школа с проживанием и для мальчиков и девочек отдельно (для девочек только с 16 до 18 лет).
Одно большое преимущество — все твои одноклассники были из среднего и высшего класса, высокого уровня, типа дети адвокатов, врачей, итд, дети говорили на правильном языке, не было шансов усвоения плохих привычек от друзей и тд.
Оснащение школ возможно было лучше.
Только частные школы подготавливали к сдаче экзамена для поступления в дальнейшем в элитные школы, в которые поступали в 13 лет.
Уровень преподавания он не оценивает выше, чем в государственных школах.
Например, в первой школе, священники, которые работали в соборе должны были преподавать какое-то количество часов, при том они не были профессиональными учителями. Недавно headmaster был осужден за сексуальные домогательства к мальчикам в 60-х. Когда учился муж, в 70-х, был священник, которого подозревали в подобного рода поведении тоже.
Насчет второй школы муж говорит, что там поощрялось унижение младших старшими, как закалка характера. А ведь дети там жили постоянно и даже те, чьи семьи жили в том же городе, не имели права идти домой даже в воскресенье. Детей отпускали только на каникулы. Главная цель школы была полностью переделать ребенка, отлучив его от семьи.
Плюс — никаких телевизоров и других бесполезных развлечений, все время было расписано и подчинено строгому распорядку.
Stephen Fry заканчивал Uppingham, когда муж там начинал учиться. Королева была с визитом в этой школе тоже тогда.
Мое личное мнение, что такие отдельные школы для мальчиков и девочек могли влиять на сексуальную ориентацию их выпускников. Если не видишь девушек и и не общаешься с ними до 18 лет, когда это очень важно, и видишь только мальчиков, мне кажется это не могло не влиять.
Рита, спасибо огромное, что Вы так подробно все расписали! Получилось очень интересно — как в очерках Всеволода Овчинникова. Я бы с большим удовольствием побеседовала с Вашим мужем, но Уэльс закрыт… Боюсь, в этом году мы снова не встретимся.
Cпасибо, Таня, за комплимент! Даже не думала, что интересно пишу.
Да, жалко, что проблематично встретиться, но, может еще откроют.
Маргарита, спасибо Вам за рассказ. Из комментариев так много узнаешь «подводных камней». Я бы тоже Вашего мужа послушала:-), спасибо ему за то что, делится.
И вам спасибо, Ольга! Я ему передам!
Татьяна, добрый день! Спасибо за очередной очерк про особенности жизни в Британии!
Я прочитала все, когда присоединилась к Вашим подписчикам. Познавательно!
Настолько разные темы! Наверно мой любимый жанр историй — повседневная жизнь:)
И сегодня обрадовалась, вернувшись из поездки по российской глубинке и увидев новое уведомление из Вашего блога.
Комментарии пишу редко, но тут уж после долгого отрыва от московской цивилизации потянуло:))
Postcode-впервые услышала это понятие лет 15 назад от племянницы, вскоре после её замужества. Сразу не поняла смысл выражения, теперь фактически прочувствовала через Ваши описания. Скорее всего это совокупность воспитания, образования, жизненного опыта и влияния окружения. Британцы придумали простой термин для описания явления, молодцы!
Кстати некоторая разница в Postcode заметна и в комментариях — оценке явления со стороны разных людей ( особенно заметно это в отношении к равноправию полов, религии, усыновлению и воспитанию).
Региональные диалекты есть в любой более или менее крупной стране. На Волге очень четко выделяется «о», в Москва — «а». А в Соединённом Королевстве вспоминается «Пигмалион» Бернарда Шоу и профессор Хиггинс.
Ой, что-то разошлась…
Татьяна, скорейшего вам завершения садового благоустройства!
Надеюсь увидеть фото результатов! И конечно «Aааh!» великолепного Альбиошу!
Альбиоше все передала. Он благосклонно принял комплимент :).
Мне тоже интереснее всего повседневная жизнь, когда я читаю о других странах, Наталья. Я и формат «Один мой день» из-за этого полюбила.
«Пигмалион» — это сила. Обожаю!
Большое спасибо за подробный ответ на вопрос.
Признаюсь, меня несколько удивило состояние британского образоаания. Отдельные люди действительно не умеют читать или просто не понимают прочитанное?
У нас, к сожалению, тоже есть отголоски «особого отношения к образованию». Люди поступают на платные факультеты и удивляются, что там нужно учиться. Некоторые возмущаются — деньги заплатили и еще нужно ходить на занятия и выполнять задания…
Не умеют читать в прямом смысле, Екатерина. Обычно это дети из крайне неблагополучных семей, которые живут в неблагополучных районах и ходят в школу с другими такими же детьми. Утительствовать там хорошие преподаватели не хотят, а даже если и хотят, дети их не слушают. Подробнее об этом я писала здесь: https://www.britanya.me.uk/reforma-dlya-tex-kto-ne-druzhit-s-angliyskim-pravopisaniem/. Работая в Ливерпуле, мне приходилось сталкиваться со взрослыми, которые ходят на курсы по ликвидации безграмотности и не могут без слез вспоминать свое детство. Каждая история — кошмар!
Таня, как всегда точно и по существу. Здравоохранение в Англии отсутствует вообще! Вернее если хочешь жить — не обращайся к врачам! Даже мой английский муж лечиться только в киевских клиниках и без ума от услуг парикмахера! В Англии так же услуги маникюра и парикмахера мягко сказать «не очень».Дочь мужа парикмахер со стажем но даже он признал что я, взявши первый раз в жизни машинку, стригу его лучше чем она), а меня красит и стережёт моя дочь, после того как в Украине парикмахер показала что у меня сзади на голове после профессиональной покраски. Но! При этом У его дочери очень много клиенток!! А маникюр мне пришлось научиться делать профессионально опять таки в Киеве, чтобы делать себе, моей дочери и всем нашим девчонкам качественный маникюр))
А мне повезло: парикмахер моя здешняя киевлянка, а маникюр с педикюром я и до Англии сама делала :).
Таня, спасибо Вам за записку, очень интересно, как всегда!
Уже многое сказано, добавить особо нечего, только замечу, что в Китае тоже есть кухонные ножницы, я впервые увидела их в забегаловках, думала, это для удобства и скорости, но потом узнала, что и дома все их держат на кухне! Все тоже собираюсь завести себе такие :)
Интересный момент. Спасибо, Аня! У меня как раз сейчас Китай на повестке дня. Читаю об истории чая в Британии, где все начинается, конечно, с Китая.
Таня, могли бы Вы поделиться названием книги, пожалуйста, очень интересно!
Книга называется A Social History of Tea (автор Jane Pettigrew). Там все детально-придетально. История в очень сжатом виде (основная часть книги посвящена чайным рецептам, и я уже почти все освоила :)) — Tea at Fortnum & Mason. У меня много литературы на чайную тему. Возможно, напишу как-нибудь об этом.
Спасибо! Было бы здорово, если бы Вы написали об этом записку! :)
Здравствуйте, Таня! Как всегда замечательная и познавательная записка.
Смешанные палаты в британских больницах меня просто повергли в шок. Я думала в Европе здравоохранение на высшем уровне, я имею ввиду не просто научные разработки и достижения, а условия для лечения людей и медицинское обслуживание, отношение к пациентам. Получается российское здравоохранение ещё не самое худшее, хоть и очень сильно его «опустили» за постсоветский период.
Очень удивил меня рассказ подписчицы о русской церкви по поводу платы за вход в церковь и терминалов. Может это только в Москве такое. В Российской глубинке я не встречала платного входа в церковь. Я, конечно, не часто в церковь хожу. У нас в церкви стоит стеклянный ящик для пожертвований, кто хочет, тот кладёт туда деньги.
Думаю, в Европе в каждой стране у здравоохранения своя специфика, Валентина. Вряд ли тут можно обобщать. Британия стоит на островах, где все свое особенное, включая не только здравоохранение, но и мышление. Европу здесь называют континентом, отчего она кажется намного дальше, чем есть на самом деле во всех смыслах. Мы как бы и вовсе не имеем к ней отношения… Уверена, что российское здравоохранение далеко не самое худшее :).
Таня, спасибо за ответы на вопросы. Люблю эту рубрику, потому что в одной заметке можно узнать о самых разных сторонах жизни в другой стране.
По поводу жеста водителей, то в России так часто благодарят, когда кто-то кому-то уступает дорогу.
Медицина. Больная тема. Я работаю медсестрой в России, и опыт работы у меня и в онкологии и в больницах скорой помощи. Одна из самых странных и противоречивых тенденций считать пациента клиентом, который всегда прав. На эту тему могу распинаться долго, но не буду, чтобы не устраивать в этом уютном месте спор, заведомо обреченный на поражение с моей стороны.
Таня, меня сильно удивило, что медработник умудрился так расковырять вам руку за пять минут и что ему потребовалась помощь врача. В России скорее врач не сможет взять кровь или поставить внутривенный катетер, потому что это исключительно сестринская манипуляция, для овладения которой нужен опыт, опыт и ещё раз опыт. Мало знать технику, надо «набить» руку. Поэтому процедурные медсестры, которые сходу попадают в сложные вены, на вес золота всегда и везде.
Мне искренне жаль, Таня, что вам пришлось пережить такой неприятный момент. Надеюсь, если вам когда-нибудь снова придется сдавать кровь, то вам повезет на хорошего специалиста.
Кстати, по поводу медицины. Когда-то я интересовалась вопросом нехватки среднего медперсонала в странах Европы. И почти везде натыкалась на информацию, что в Великобритании и Германии просто тотальный дефицит и даже иностранцы (поляки, прибалты, азиаты) не покрывают потребность системы здравоохранения в кадрах. Почему сами британцы не идут работать в медицину? Низкий уровень зарплат? Интересно было бы узнать, будет ли реформа NHS включать квоты для приглашения иностранных специалистов и при этом по упрощенной схеме? Возможно, это могло бы помочь приехать в страну медсестрам и врачам из тех регионов, которые не входят в Евросоюз и не являются бывшими британскими колониями.
Я, как и многие читатели вашего блога, буду с нетерпением ждать фотографии обновленного сада. :) И новые фото Альбиона. На фоне роз например. Массовые виртуальные «Ahh!» сэру Альбиону обеспечены. :)
Я не знаю, почему у нас такая нехватка персонала, Ирина, и почему все наперекосяк. Мне здесь вырывали зуб по живому, ошибочно вколов обезболивающее не туда. Вырывали, как позже выяснилось, неправильно: треснул корень, и мороки было на многие недели. Мой муж прислушался к совету врача и не пошел на операцию, когда невооруженным глазом было видно, что надо. Результатом стала более сложная операция и больший шов. Если сейчас вспомнить все за 17 лет здесь, в форме для комментариев не хватит места…
Работа в медицинской сфере считается в Британии относительно высокооплачиваемой. Больше всего получают нейрохирурги: средняя годовая зарплата £106978. Медсестра получает около £30000 в год. Возможно, в медицину не идут, потому что учиться долго, большая нагрузка или ответственность. Кто его знает. Сегодня говорила с садовником, который подрезает старые и поврежденные деревья (tree surgeon, что в буквальном смысле означает оперирующий деревья). Он получает около £50000 в год. Учился у своего отца. Это так для сравнения.
Сэр Альбион звучит очень почетно! Я ему передала :).
Таня, а вот меня еще один факт удивляет, ведь большинство профильный врачей не англичане и не валлийцы (у нас). Я часто имею дело с нейрохирургами, это были мальтиец, индиец, киприот.
Спросила у одного англичанина, почему так, Он мне сказал, что надо много и усердно учиться и англичане не всегда хотят, а индийцы, например, очень трудолюбивые и стремятся добиться многого в этой стране, ведь если ты врач, ты автоматически очень уважаемый человек.
Думаю они подсознательно пытаюся нивелировать даже минимальную возможность снисходительного отношения к ним, как к представителям других народов,
Маргарита, мне стало интересно: мальтиец, индиец и киприот получили медицинское образование у себя в странах, а потом переехали жить и работать в Великобританию? При этом им пришлось подтверждать свои дипломы в новой для них стране? Как по мне — эти люди проделали просто колоссальную работу и прошли гигантский путь, что работать в медицине в другой стране.
Далеко не все зарубежные медицинские дипломы требуют подтверждения. Если Вы читаете по-английски, подробности есть на сайте The General Medical Council (https://www.gmc-uk.org/).
На этот вопрос не могу ответить, Но мне кажется, что учились они здесь, Но вот мальтиец говорил по-английски, но не блестяще. Мы с ним разговоаривали на смеси итальянского и английского.
Тогда он, наверное, мальтиец только по паспорту. На Мальте ведь английский государственный.
Почему, мне кажется у них есть свой, мальтийский язык. Какие-то родственники у него были итальянцы, поэтому он на итальянском говорил тоже.
Мальтийский тоже государственный. Это вроде диалекта арабского языка, по-моему. Просто я себе представляла, что все население и по-английски говорит. У одного нашего хорошего знакомого (англичанина) родственники живут на Мальте. Надо поинтересоваться. Интересно, какая там на самом деле ситуация с английским.
Ооо, Таня, какие ужасы вам пришлось испытать от столкновения с медициной!((
То смешанная палата с буйным оголенцем, то зуб без обезболивания — кошмар какой((( Последнее вызывает воспоминания о совковой стоматологии, которую я полностью избегала со школьного возраста — в результате потом в Канаде было много починок, и не всегда удачных, но теперь только в Украине к своей дантистке — главным достоинством которой является то, что она никогда не причинит мне никакой боли, т.к. знает, что я не могу переносить. Надо больше обезболивающего — вколет больше, болезненный ввод иглы — попробует в другом месте. С моей повышенной болевой чувствительностью, я бы у вашего врача прервала процедуру — и хорошо, если при том ничего бы не пострадало;))
Что-то то ли вам с медициной в Англии не везет, то ли и впрямь с ней что-то не в порядке… В любом случае — сочувствую.
Живу в Болгарии много лет.Увлеклась романами Д.Остин.Случайно попала на Ваши,,Записки…,,Прочитала все.Понравилось деликатное,грамотное изложение,без агрессии.Бъло приятно читать.Хотела бъ время от времени комментировать написанное.Благодаря.
Рада знакомству, Ирина! Конечно, комментируйте, если есть желание. Я стараюсь отвечать всем. Подписчики у меня очень приятные, атмосфера в комментариях дружелюбная. Многие, думаю, уже стали вымышленными друзьями :).
А я-то как рада.Порой-ето название села где живу.
Как замечательно! Я испытываю особую нежность ко всем глубинкам. Болгарская запомнилась мне красными черепичными крышами и вкуснейшими гигантскими помидорами.
Таня, у вас сегодня такой разноплановый пост, что не знаю на чем остановить внимание. Интересно было почитать о медицине и ангкликанской церкви.
Спасибо что так подробно ответили на вопросы.
Разноплановый он из чувства ответственности получился, Надежда Семеновна. Я так давно собиралась всем ответить, что даже стыдно. А вообще мне сейчас хочется писать только о чае, книгах и лете — в любом порядке.
Таня, здравствуйте. Здорово, что Вы собрались с силами и ответили на вопросы, которые накопились и не давали покоя «вот надо бы записку написать». Вы это сделали! Поздравляю. И теперь можно писать о том о чем хочется — о чае, книгах и лете)). Пишите, Таня, пожалуйста. Вдохновения Вам.
Всем добрый день! На месяц заслали бабку ребенка выгуливать на дачу!)))) Правда девице уже 10 лет, но все равно сложновато с непривычки. Обычно я на день, другой мобилизована. Вернулась, а тут столько интересного в блоге!! Как же я соскучилась! Таня, я почему то думаю, что вкус к работе в саду все таки появится))) Я тоже никогда не думала, что эта деятельность так меня захватит. Я глубоко городской житель. Я пришла в восторг, когда наткнулась на статью о Девиде Остине. Его розы так запали в душу, что в результате у меня в саду их большая часть. Хотя им сложно в наших условиях иметь такой же шикарный вид, как на родине. Ваши истории при сталкивании с английской медициной меня расстроили. Как то совсем не хотелось верить в такое. Хотя я помню Ваше впечатление о ней в предыдущей Записке. Грустно это. Ведь здоровье это основная ценность человека. Нынешняя Записка опять дала мне понять, как мало я знаю! Спасибо Таня! Немного своего впечатления о вере и церкви. Мне кажется, что исполнения ритуалов (хождения на службы, праздники, и другое) не самое важное, главное жить по божьим законам, что бы это было в душе. Я не очень люблю напыщенность, мне ближе скромность и сдержанность. Как то так. Но это лично мое отношение, а каждый человек имеет право на свой взгляд. Вот развеян очередной миф о привычках англичан. Так же как и овсянка, five o’clock tea не является привычкой. Ой, я кажется очень разговорилась! Спасибо Танюша! Пошла дальше читать, что бы наверстать упущенное.
Дача при сложившихся обстоятельствах — точно не худший вариант, Наталья. Надеюсь, Вам даже удалось там отдохнуть :).
Не знаю как насчет отдохнуть, а вот понять что у меня куча красоты посажена, так точно.)))
Прочла все комментарии и честно говоря в шоке от информации о медицине. То что творится сейчас у нас с медициной ввергает в шок абсолютно всех. И медицинских работников, которых повально увольняют, и граждан, которые не могут попасть на периферии в поликлинику и вынуждены ехать за тридевять земель, поскольку закрываются амбулатории и небольшие клиники. Частные клиники развиты и достаточно профессионально предоставляют услуги, но они дороги для большинства населения, поскольку доход оставляет желать лучшего. Но самое страшное, что все хорошие специалисты хотят уехать. Кто то раньше, кто то позже. С кем останется Украины остается загадкой. В постсоветском пространстве всегда считали, что медицина на Западе на высоте и нам надо на нее равняться. Как выясняется наша система Семашко весьма эффективна и ее надо было не уничтожать, а просто реформировать с учетом современных реалий. Но увы! Ломать гораздо легче, чем построить. А вот парикмахерские и маникюрные салоны у нас действительно хороши. Мой племянник из Лондона ездит стричь свою шевелюру только в Киев))) Да и стоматология на высоте. Короновирус нам помог, в какой то степени, обратить внимание на медицину наше руководство, поскольку в инфекционные больницы с ковидом попали все. И состоятельные и бедные. Сами понимаете в каком ужасе были люди с деньгами, которые и не подозревали, что из себя представляют больницы для основного населения, не имеющего возможность лечиться в частной клинике..